Оввз облигации внутреннего валютного займа. Облигации государственного займа ссср. Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Гарантирующие безусловное право держателя в установленный срок получить от государства их номинальную стоимость либо имущественный эквивалент.

Возможен доход по облигациям госзайма в форме:

  • скидки при продаже (дисконта);
  • процента от продажной стоимости.

Законодательство РФ специально не регламентирует понятие и правила обращения облигаций госзаймов. По отношению к ним справедливо общее определение облигаций ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Правила 39-ФЗ распространяются на все выпущенные в России ценные бумаги независимо от эмитента.

Цели эмиссии облигаций госзайма

Выпуск обусловлен решением специфических задач, например:

  • покрытие бюджетного дефицита;
  • кассовых разрывов;
  • изыскание средств для погашения внешней государственной задолженности;
  • привлечение финансовых ресурсов для проектного финансирования.

Эмиссия облигаций госзайма является подспорьем для урегулирования:

  • денежной массы;
  • инфляции;
  • курса валют;
  • доходности по иным ценным бумагам;
  • распределения капиталов по финансовым рынкам.

Привлекательность облигаций государственного займа

Доходность долговых ценных бумаг гораздо выше, чем у депозитов. Однако их покупка всегда сопряжена с риском невозвращения.

Поскольку облигации федерального займа гарантированны всем государственным имуществом, они считаются более надежными, нежели выпущенные другими эмитентами.

Дополнительным стимулом для инвесторов являются . По общему правилу доход по таким облигациям налогами не облагается.

Облигации федерального займа

Являются купонными, предусматривают выплату процентного дохода равными частями каждые полгода. Возможно применение фиксированной либо переменной (например, средневзвешенной) купонной ставки. Выплата денег сопровождается отрезанием купона.

Основная сумма займа по ОФЗ погашается в конце срока. Ряд выпусков предусматривал периодическое частичное погашение номинала.

Эмитентом гособлигаций выступает Минфин.

По строку выпуска облигации могут быть:

  • краткосрочными, выпущенными с целью упразднения кассовых разрывов;
  • средне- и долгосрочными, эмитированными для покрытия переходящего бюджетного дефицита.

Некоторые виды облигаций госзаймов, существовавшие в РФ


  • Краткосрочные бескупонные облигации. Реализовывались с дисконтом. Обслуживались Центробанком. Имели бездокументарную форму.
  • Облигации сберегательных займов на предъявителя эмитировались в 1995 – 1998 годах в документарной форме. Имели срок погашения до 2 лет.
  • Облигации внутреннего валютного займа были выпущены для расчета по долгам Внешэкономбанка СССР. Погашение третьего транша облигаций так и не было произведено. Сумма задолженности по ним оставляет порядка 5,5 млн. долл.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Содержание

Стабильное финансовое состояние страны – залог благополучия населения, потому правительство стремится его контролировать, в том числе и за счет выпуска гособлигаций. Облигации государственного займа (ОФЗ) являются средством для покрытия бюджетного дефицита посредством выпуска федеральных ценных бумаг. Грубо говоря, государство берет у граждан в заем денежные средства под определенный процент. За последние несколько лет бюджетные доходы уменьшились (главным образом из-за резкого падения цены на нефть) и выпуск госзаймов снова стал актуальным.

Что такое государственные облигации

Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

Облигации федерального займа

Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важной частью фондового рынка в любой стране. Так можно регулировать временно свободные средства финансовых учреждений и физических лиц. Виды государственных ценных бумаг:

  • безналичные и наличные;
  • бездокументарные и документарные;
  • доходные и гарантированные;
  • нерыночные и рыночные;
  • на предъявителя и именные.

По функциям ГЦБ различаются:

  • государственные долгосрочные купонные обязательства;
  • государственные краткосрочные бескупонные обязательства;
  • облигации сберегательного займа;
  • облигации внутреннего валютного займа;
  • государственные казначейские векселя;

Кто является эмитентом

Эмитент – это организация, которая берет на себя выпуск и обеспечение ценных бумаг. В случае с госзаймом в этой роли используется государство. Оно же должно обеспечивать доходность своих ценных бумаг и гарантировать права их держателей на получение дохода от возврата денежных средств по окончанию действия госзайма. Это условие надежности облигаций государственного займа. Сейчас ситуация в стране намного стабильнее, чем в 90х годах, так что вложения в госзайм может быть надежным.

Доходность государственных облигаций РФ

Государство объявило о доходности ОФЗ, выпущенных в 2019 году, в размере от 8,5% годовых. Сравните – прибыль с депозитов в крупнейших банках России редко поднимается выше 7,5-8%. Можно считать приобретение государственных ценных бумаг вполне выгодным мероприятием. С другой стороны банки берут комиссию в размере от 05 до 1,5% в зависимости от количества приобретенных госзаймов. Итак, если вы погасите их через три года, то ваш доход за вычетом комиссии будет составлять 9,02%.

Стоит ли покупать облигации федерального займа

Правильно говорят: «Государство не обманешь, скорее оно тебя». Россияне уже имеют печальный опыт того, как заимствование денег у населения через займы сначала было добровольно принудительным в советское время или откровенно мошенническим, как в случае ГКО. Логично, что сейчас к госзайму отношение настороженное. МинФин же уверяет: сейчас, когда внешние долги СССР уже отданы, а дефицит бюджета есть, но не критичен, самое время инвестировать свободные средства в ценные бумаги, как вариант.

Ситуация с государственными ценными бумагами прошлых лет немного другая. По рискам эти инвестиции мало отличаются от других вложений на фондовой бирже. Причем самостоятельно приобрести старые ОФЗ нельзя, тут лучше воспользоваться услугами посредников – трейдеров, паевых инвестиционных фондов. Это потребует дополнительных расходов, зато снизит риск первичных инвестиций.

Срок погашения

В системе госзаймов не предусмотрены штрафы за досрочный возврат денег, дается гарантия на 100% погашение займа, причем вернуть можно любую сумму. Хотите получить доход с процентов – не рассчитывайте забрать деньги раньше, чем через год. В противном случае владелец ОФЗ два раза платит комиссию банку (при досрочном погашении комиссия взимается тоже). Зато через год стоимость ваших ОФЗ увеличится на 6-8,5%, через три – на 10,5 процентов. Цена облигаций постоянно меняется в зависимости от экономического состояния на российской фондовой бирже.

Продажа и покупка облигаций

Частные лица могут приобрести ОФЗ-17 с 26 апреля 2019 года до 25 октября 2019 года. Продаваться они будут в отделениях Сбербанк и ВТБ 24. Госзайм 2019 года нельзя будет купить на бирже или через посредников. Это сделано, чтобы предотвратить спекуляции. ОФЗ-Н (народные) не могут быть приняты как залог при кредитовании, с ними не могут производиться операции дарения. Единственный способ передачи ценных бумаг другому лицу – по наследству.

Как купить облигации федерального займа физическому лицу

Процедура покупки облигаций федерального займа 2019 года происходит просто: вы приходите в отделение Сбербанка или ВТБ (не забудьте сначала выяснить, продаются ли там ОФЗ). Заключаете договор и приобретаете. Другой вариант – покупка ОФЗ онлайн через личный кабинет на сайтах банков. Облигация государственного займа является собственностью покупателя и не может быть подарена или продана.

Где купить облигации

Предполагается, что продажа облигаций федерального займа будет проходить в крупных банках РФ – Сбербанке и ВТБ24. Не каждое отделение банка предоставляет эту услугу, ОФЗ будут продаваться в больших отделениях, предлагающих услугу Сбербанк-Премьер. Ценные бумаги от государства прошлых лет приобретаются на бирже, лично или через брокерские конторы или паевые инвестиционные фонды с небольшой комиссией.

Сколько стоят облигации государственного займа

Номинал одной облигации госзайма составляет 1 тысячу рублей. Это касается как старых государственных ценных бумаг, так и новых, которые будут выпущены в 2019 году. Причем введено новое ограничение – минимальная партия ОФЗ составляет 30 000 руб., максимальная 15 000 000 руб. Облигации, выпущенные до 2019 года, также имеют номинал в тысячу руб., но в количестве неограниченны.

Сколько можно заработать на облигациях

Новые ОФЗ-2017 имеют фиксированный доход. Доход ОФЗ-17 сроком на три года получается в районе 9% годовых, с учетом выплаты комиссии. Другие государственные ценные бумаги обещают более высокую прибыль – долгосрочные облигации (10-15 лет) до 14-16% годовых, краткосрочные на один-два года – до 11% годовых. Встречаются и более высокие проценты, но, как известно, чем выше прибыль, тем больше и риск ее не получить. Управление купленными госзаймами осуществляется или через посредников, или же самостоятельно при условии создания ЭЦП и собственного личного кабинета на бирже.

Видео: Федеральные государственные ценные бумаги РФ

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Уже более тридцати лет граждане России хранят облигации 1982 года и задаются вопросом: что с ними делать в дальнейшем? Ведь многие считают ОГВВЗ (облигации последнего государственного внутреннего выигрышного займа) обычной бумагой, которая не предусматривает никакой ценности. Но эта ситуация не является верной, ведь в настоящее время такие документы 1982 года обрели реальную ценность, поэтому появилась возможность обменять облигации внутреннего выигрышного займа на настоящие денежные средства. Однако аналитики не рекомендуют сейчас спешить, так как цена на бумаги может значительно возрасти.

Что стало причиной интереса

Облигации 1982 года, о которых власти старались забыть, стали набирать популярность благодаря действиям российского пенсионера. Ю. Лобанов, именно так зовут 74-летнего пенсионера, решил предпринять серьезные меры относительно возврата долга по бумагам. Изначально житель Ивановской области писал заявления в разные судейские инстанции страны, однако желаемого результата так и не дождался.

Поразмыслив, что делать дальше с ценными бумагами, пенсионер решил обратиться в Европейское судейство, которое признано в качестве защитника прав человека. Его дело было рассмотрено и одобрено судом. В итоге его облигации 1982 года были оценены в полтора миллиона рублей. Именно такая сумма была выплачена пенсионеру в качестве материальной компенсации.

Облигации 1982 года так же именуют «брежневским займом». Государственные чиновники Советского Союза выпустили их таким тиражом, что бумаги практически стали дополнительной валютой государства. До сих пор нет данных о реализации этих изделий, единственное, что точно известно – продажи в СССР возросли до неконтролируемых размеров. Но сейчас получается, что по всем правилам государство должно выплатить россиянам огромный долг.

На кого оформлялись государственные облигации внутреннего выигрышного займа

Ценные бумаги, выпущенные в оборот в 1982 году, ориентировались на личного представителя, их годовой доход составлял 3%. Облигации предусматривали номинал в:

  • 25 рублей;
  • 50 рублей;
  • 100 рублей.

Так как бумажные ценности были оформлены на личного предъявителя, ними можно было без особых хлопот пользоваться в сфере теневой экономики. Хотя бумаги были хорошо оценены, граждане не рассчитывали с их помощью разбогатеть, ведь многие понимали, что такой заем (являющийся и не совсем добровольным) выступал в роли действенного средства для изъятия денег у простого населения. Выплаты по облигации могли быть отсрочены на неопределенный период времени. Сколько стоит в данный момент ценная бумага никто толком сказать не мог, а при возвращении денег оказывалось значительно меньше, чем ожидалось.

Что произошло с государственными бумагами после того, как распался СССР

Владельцы ценных бумаг после распада СССР оказались в ужасном положении и решили, что уже совершенно не на что рассчитывать. Ведь после распада страны граждане потеряли не только ценные бумаги, но и немалые денежные сбережения, а также страховки разного типа. Однако в 1992 году государственный банк России предложил населению России продать облигации 1982 года по очень смешной цене. За сторублевую облигацию финансовое учреждение предлагало гражданам 160 рублей. Разумеется, продать свои бумаги решились лишь немногие люди, остальные запрятали свои сбережения до лучших времен.

Что принес 1995 год государственным облигациям

Наверное, эти бумаги так бы и лежали в укромном месте у многих людей, если бы в 1995 году не вышел закон, подписанный президентом, который являлся обязательным относительно выплат всех сбережений гражданам России. Он имел поправку, которая указывала на то, что выплаты должны получить не только владельцы вкладов, но и ценных бумаг.

Согласно новому закону, облигации 1982 года переводили в так называемые долговые рубли. После этого оценивали их стоимость и фиксировали, чтобы они не «сгорели» после инфляции. По этой схеме облигации продолжали свою «жизнь», то есть если посмотреть на этот вопрос с формальной точки зрения, то выплаты по облигации 1982 года происходят ежегодно, но вот сумма выплат вызывает большие сомнения у многих специалистов. Тут можно выделить такие моменты:

  • максимальная выплата для всех вкладчиков – 10 тысяч рублей;
  • ветеранам Великой Отечественной войны выплату увеличили до 50 тысяч.

Что можно сделать сегодня с облигациями 1982 года в 2018-2019 году

В настоящее время ценные бумаги такого образца начинают расти в цене, поэтому, как говорилось ранее, не следует спешить их продавать. Разумеется, если сильно нужны наличные средства, то можно с легкостью продать облигации некоторым фирмам, которые строят свой бизнес на купле-продаже различных бумаг. Однако такие компании предлагают клиентам низкие цены, которые в несколько раз ниже реального номинала.

Продать облигации 1982 года можно в государственной корпорации АСВ (Агентство по страховым вкладам). Именно эта организация занимается ликвидацией финансового учреждения «Витас банк», который, как многие знают, «громко разорился». Агентство предлагает купить:

  1. Облигации сторублевым номиналом по цене 49 359 рублей.
  2. Облигации пятидесятирублевым номиналом по цене 24 675 рублей.
  3. Рассмотреть в частном порядке другие варианты оценки.

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.

Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.



Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.

Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.

За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.

В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.

Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.

К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).

Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.

Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.

Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

Золотые сертификаты

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов были выпущены золотые сертификаты.

Первый выпуск золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат являлся именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Министерство финансов гарантировало доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 тонн золота, депонированных Министерством финансов в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Министерством финансов.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Министерством финансов ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск золотых сертификатов оказался не очень популярным из-за его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября 1993 г. было продано к концу того же года всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями стали банки "Менатеп", "Российский кредит", "Промстройбанк", а также "АвтоВАЗ".

Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал. Это был самый вялотекущий сектор рынка государственных ценных бумаг.

Главная цель появления новых ценных бумаг - получение дополнительного дохода государством и покрытие дефицита бюджета.

Облигации государственного займа - это одни из распространенных ценных бумаг, выпускающей организацией которых является государство. Самые первые бумаги данного типа были выпущены еще в далеком 1922 году, когда многие жители страны даже и не знали, что такой тип бумаг возможен.

Цели облигаций государственного займа

Министерство финансов нашей страны отвечает за то, чтобы выпуск того или иного тиража государственных облигаций состоялся. Осуществляет этот процесс Министерство финансов только по одной причине - никто больше не сможет так жестко контролировать печать и распространение их среди потребителей.

Сразу стоит сказать, что облигации государственного займа выпускаются совсем нечасто. Очередной тираж делается только в том случае, если на то сподвигают обстоятельства.

А самая главная цель выпуска очередной государственной облигации - пополнение казны страны. То есть государство выпускает ценные бумаги для физических и юридических лиц с одной целью - обеспечить новые финансовые вливания. И если сравнить это с обычным кредитованием (что будет намного понятнее для простого обывателя), то, по сути, государство берет у населения кредит на определенный срок. А гарантией его возврата и выступает облигация. Причем деньги берутся под определенные проценты, которые в момент возврата сумм будут также включены в платеж.

Облигации государственного внутреннего займа. Сроки

В имеющемся законодательстве очень четко рассмотрены возможные формы выпуска облигаций государственного займа. К тому же, в законе также обговариваются возможные сроки выпуска бумаг:

  • Краткосрочные. По таким облигациям государство обязуется в течение пяти лет произвести все необходимые платежи. В случае же любой задержки сверху начисляются дополнительные проценты.
  • Долгосрочные. Срок их действия составляет примерно тридцать лет. И в течение этого срока никто не запрещает ими пользоваться.
  • Бессрочные. Такой вид облигаций выпускается довольно редко, так как они не выгодны ни государству, ни самим потребителям. Пользоваться ими можно на протяжении всей жизни. Вот только многие помнят истории с облигациями из прошлого и скептически относятся к такому сроку их действия.

Проценты

Многих интересует вопрос о том, как же происходит выплата процентов после истечения срока и делается ли это только один раз за весь срок или же раз в квартал, год и т.д.

От того, какие государственные облигации были приобретены и на каких условиях, и будут зависеть проценты. Так, например, в спокойной экономической ситуации, когда нет явных затрат и никаких кризисов, государство выпускает меньше ценных бумаг, да и проценты по ним не такие высокие. Происходит это потому, что нет ярко выраженной необходимости в дополнительных финансовых вливаниях, да и привлечь вкладчиков, в принципе, нечем.

Но если же грядет экономический кризис и необходимо пополнить казну, то начинают выпускаться облигации под более высокие проценты. Причем, чтобы привлечь как можно больше покупателей, создаются практически «идеальные» условия: выплаты могут производиться раз в квартал, а проценты с каждым новым годом увеличиваться.

Надежность облигаций

И если с процентами все более или менее понятно, то возникает следующий вопрос: "Какие гарантии возврата денежных средств?". Ну, тут можно сказать лишь одно. Облигации государственного федерального займа являются одними из самых надежных бумаг, выплаты денежных средств по которым гарантирует государство. Но никто не застрахован от дефолта, кризиса и т.д. И поэтому, если в государстве будет объявлен дефолт, то ни вклады в банках, ни средства по облигациям не будут погашены и возвращены потребителям, потому что государство - банкрот.

Погашение облигаций

В существующем законодательстве четко обговорены все вопросы, связанные с погашением облигаций. Так, чаще всего возврат средств осуществляется строго по истечении срока их действия. А на протяжении всего периода на счет человека начисляются проценты за использование предоставленной суммы.

Если были приобретены процентные облигации, то после окончания срока к основной сумме будут добавлены проценты за пользование денежными средствами.

В случае если это были конверсионные облигации государственного займа, то начисление процентов осуществляется раз в полгода.

Именно поэтому узнавать данную информацию нужно в тот момент, когда заключается договор на приобретение этих ценных бумаг.

Многие помнят именно этот год, когда СССР в последний раз выпустил свои облигации и к огромному сожалению людей не произвел по ним ни одной выплаты. А случилось следующее. К тому моменту, когда население встало в очередь за своими деньгами, государства, по сути, уже не существовало, и облигации с каждым днем обесценивались все больше и больше, превращаясь просто в красивые и шуршащие бумажки. Именно тогда недоверие к управляющим верхам возросло настолько, что и по сегодняшний день оно сохраняется.

Но некоторые сохранили те облигации и, к своей радости, продали их коллекционерам, вернув хоть небольшую часть вложенных средств.

Ценные бумаги государственного сберегательного займа

Облигации государственного сберегательного займа - это одни из самых молодых ценных бумаг, которые были выпущены государством. Их главное отличие состоит в том, что приобрести бумаги могут практически все организации на открытых либо на закрытых аукционах. А выплаты по ним и начисление процентов происходит в зависимости от экономической ситуации в стране.

Не все граждане нашей страны доверяют чиновникам и приобретают государственные облигации. И на то есть веские причины. Конечно же, это ситуация в 90-е годы 20 века. Но на сегодняшний день эти ценные бумаги считаются одними из самых надежных.