Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты Основные иммунитеты и привилегии дипломатического представительства

Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляют дипсоставу посольства для обеспечения эффективного выполнения стоящих перед посольством задач. Привилегии и иммунитет дипломата:

1. Он обладает личной неприкосновенностью. Его нельзя арестовать, даже задержать, разве что только для выяснения личности. Он не может быть обыскан. И он неподсуден по любым делам. Претензии к нему местные власти улаживают по дипломатическим каналам через свое министерство иностранных дел.

2. Его транспортное средство - неприкосновенно. Оно не подлежит ни задержанию (аресту), ни обыску, ни тем более реквизиции.

3. Его жилище - неприкосновенно. Власти страны пребывания не могут вторгаться в него ни под каким предлогом. Оно не может быть реквизировано.

4. Он освобожден от всех местных налогов, поборов, сборов, изъятий, пошлин и т.п. Багаж, находящийся при нем, не может быть досмотрен. Дипломат имеет право приобретать отдельные виды товаров без торговой наценки и иных налогов, заложенных в цену товара.

5. Привилегии и иммунитеты дипломата распространяются на членов его семьи. К ним относятся его жена и несовершеннолетние дети. Однако, в соответствии с международным обычаем, его незамужняя дочь, с ним живущая и находящаяся на его иждивении, так и остается в статусе дипломатическом независимо от возраста.

Естественно, что заявленный льготный статус не освобождает дипломата от платы за конкретные услуги (газ, воду, отопление, телефон и т.п.). Не может он также уклониться от обязательств по контракту, принятых им на себя в личном качестве. Поскольку, однако, трудно определить грань между служебным и личным качеством дипломата (как и члена его семьи), то совет может быть один: постарайтесь не связывать себя никакими обязательствами, которые не будут признаны посольством, или требуйте от посольства письменного согласия на отказ дипломату в иммунитете по обязательствам, вытекающим из конкретной сделки, стороной в которой он является.

Естественно, что, предоставляя дипломату такие привилегии и иммунитеты, принимающее государство вправе ожидать, что тот, в свою очередь, не будет злоупотреблять своим положением и будет уважать законы, следовать правилам, традициям и обычаям этого государства, избегая вмешательства в его внутренние дела. Если же дипломат поступает иначе, то его объявляют персоной поп grata (нежелательной) и предлагают в разумный срок покинуть пределы страны. В случае неподчинения дипломат полностью теряет свой статус и превращается в обычного иностранца со всеми вытекающими из этого последствиями.

Баланс взаимоотношений дипломатов с принимающим государством хорошо сохранялся до тех пор, пока дипломатический корпус в государстве был сравнительно невелик. А теперь он включает в себя всех членов дипломатического персонала посольств и иных представительств аналогичного статуса, находящихся на территории государства.

Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен - руководитель посольства, стаж нахождения которого в стране пребывания наибольший. При наличии в стране представителя Ватикана (нунция) тот считается дуайеном независимо от стажа.

Дуайен может быть своего рода организатором церемониальных действий посольств, но он не должен делать каких-либо политических заявлений от имени или по поручению дипломатического корпуса. Посольства в отношении властей пребывания выступают только как индивидуальные органы внешних сношений.

Указанные выше привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломатам, распространяются также на дипломатических работников представительств при международных организациях, членов делегаций, прибывших на международные дипломатические конференции, находящихся в стране лиц с дипломатическими паспортами, в которых проставлены дипломатические визы, и консульских работников, получивших дипломатический статус. Из вышеизложенного вытекает вывод, что дипломатическое право - это совокупность международно-правовых норм и обычаев, регулирующих международный статус и функции государственных органов внешних сношений, порядок установления и поддержания с их помощью межгосударственных официальных контактов, как правило, на межправительственном уровне.

Предыдущая

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata ). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, главам и сотрудникам этих представительств на основе взаимности для эффективного выполнения ими дипломатических функций.

В международном праве различают:

1) привилегии и иммунитеты дипломатического представительства: неприкосновенность помещений и архивов, имущества и корреспонденции, средств передвижения, свобода сообщения со своим правительством и свобода передвижения сотрудников представительств на территории государства пребывания (за исключением закрытых зон, въезд в которые запрещается или ограничивается по соображениям государственной безопасности), а также освобождение от налогов, таможенных досмотров и пошлин и т. д.;

2) привилегии и иммунитеты главы и персонала дипломатического представительства: неприкосновенность личности, жилища, имущества, личных бумаг и корреспонденции дипломатов; иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции; освобождение от налогов и повинностей и таможенные привилегии.

Привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания и прекращаются с момента выезда с его территории. Это правило действует и в случаях вооруженного конфликта между государствами и разрыва дипломатических отношений между ними.


Контрразведывательный словарь. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .

Смотреть что такое "Дипломатические привилегии и иммунитеты" в других словарях:

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям … Энциклопедия права

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям, представительствам государств при международных межправительственных… … Большой юридический словарь

    ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ - права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в других государствах и при международных организациях), их… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Дипломатические привилегии и иммунитеты - совокупность особых прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам для того, чтобы обеспечить им выполнение предусмотренных международным правом функций без контроля со стороны властей… … Пограничный словарь

    Права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а тж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. предусматривает для… … Юридическая энциклопедия

    ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН - права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а т.ж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г предусматривает для… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия

    Дипломатическое право - одна из подотраслей права внешних сношений, одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует… … Википедия

Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.

Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.

Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:

  1. неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;
  2. помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска , ареста , исполнительных действий и т. д.);
  3. представительство освобождается от всех налогов , существующих на территории государства, на котором оно расположено;
  4. архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию ;
  5. сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:

  1. личность дипломатического сотрудника неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;
  2. частные помещения дипломатического сотрудника пользуется той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства;
  3. дипломатический сотрудник пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания;
  4. дипломатический сотрудник также пользуется иммунитетом от административной и гражданской ответственности страны пребывания.

Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.

Дипломатические привилегии и иммунитеты - совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам, дипломатическим представительствам в странах пребывания в целях успешного выполнения возложенных на них функций. Привилегии и иммунитеты отличаются тем, что первые представляют собой преимущества (льготы), а вторые касаются ограничений местной юрисдикции в отношении дипломатов. Они включают: а) привилегии и иммунитеты представительства; б) личные привилегии и иммунитеты.

Привилегии и иммунитеты представительства включают в себя защиту его помещений от внешнего вмешательства, что закреплено в ст. 22 Венской конвенции: помещения представительства неприкосновенны; власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Неприкосновенность помещения - это норма международного права; она носит абсолютный характер. Неприкосновенность помещения не означает, что его можно использовать для предоставления в нем убежища лицам, преследуемым властями страны пребывания. Помещения представительства освобождаются от всех государственных и местных налогов, сборов, пошлин, кроме таких, которые представляют собой плату за отдельные виды обслуживания.

В тесной связи с неприкосновенностью дипломатического представительства находится неприкосновенность архивов и документов. Ст. 24 Венской конвенции устанавливает, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Для осуществления своих функций представительство должно обладать свободой сношения со своим правительством. С этой целью в ст. 27 Венской конвенции сказано, что государство пребывания должно способствовать свободному сношению дипломатического представительства со своим правительством, со своими консульствами, с посольствами и консульствами третьих стран. При этом могут быть использованы средства сообщения, находящиеся вне контроля властей страны пребывания: курьеры, дипломатическая почта, шифровки. Дипломатическое представительство может пользоваться радиосвязью лишь с согласия государства пребывания (ст. 27). Дипломатическая почта неприкосновенна при условии, что она содержит только дипломатические документы. Дипкурьер неприкосновенен, он не может быть арестован или задержан. К числу привилегий и иммунитетов представительства относится и право пользования флагом и гербом своего государства на помещениях и средствах передвижения.

Личные привилегии и иммунитеты распространяются на дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. К традиционным общепризнанным привилегиям и иммунитетам дипломатических работников и членов их семей относятся: неприкосновенность личности, иммунитет в отношении юрисдикции, освобождение от налогов, сборов, повинностей, штрафов, таможенных пошлин и таможенного досмотра. Согласно ст. 20 Венской конвенции, личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Власти страны пребывания должны принимать все разумные меры для того, чтобы предотвратить любое покушение на личность, свободу и достоинство дипломата.

Дипломатический иммунитет является ныне одним из основных институтов международного права. Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Такое нарушение способно осложнить отношения государств и тем самым нанести ущерб интересам принимающего государства. В прошлом обычно ссылались на концепцию экстерриториальности, согласно которой дипломатическое представительство является частью территории представляемого государства. Однако на самом деле территория дипломатического представительства отнюдь не исключается из сферы территориального верховенства страны пребывания и тем более не является частью территории представляемой страны. Ни здание представительства, ни его территория не изымаются из суверенитета страны пребывания. Их изъятие из местной юрисдикции носит ограниченный, функциональный характер. В ст. 25 Венской конвенции говорится, что государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения представительством своих функций.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не изъяты полностью из ее юрисдикции. Венская конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица обязаны уважать законы и постановления государства пребывания (ч. 1, ст. 41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако применение к этим лицам мер уголовной и гражданско-правовой ответственности и наложение административных взысканий полностью исключается.

Россия строго соблюдает эти нормы, что нашло свое выражение в национальном законодательстве. Так, ч. 4, ст. 11 УК РФ предусматривает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Ст. 360 УК РФ устанавливает, что нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой (если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений) наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Законодательство других стран также предусматривает суровые меры наказания за посягательство на жизнь дипломатического представителя. Дипломатический работник пользуется в стране пребывания иммунитетом в отношении уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Изъятие из уголовной юрисдикции является полным. Применение к дипломатическому работнику мер уголовного характера может привести к разрыву дипломатических отношений. Изъятие дипломатического работника из уголовной юрисдикции означает, что судебные и следственные органы признают такие дела неподсудными. Немедленно подлежит прекращению любое уголовное дело против дипломатического представителя. Иммунитет дипломата в отношении юрисдикции государства пребывания дополняется тем, что дипломат не обязан давать свидетельские показания, а в случае согласия давать такие показания он не обязан являться для этого в судебные или следственные органы страны, и власти страны пребывания не могут принять в отношении него никаких исполнительных мер. Иммунитет от уголовной юрисдикции не означает, что дипломат может не считаться с законами страны пребывания. Общий смысл международно-правового репреирования состоит в том, что дипломат не вправе вести себя несовместимо с правом страны пребывания.

Согласно ст. 31 Венской конвенции, дипломатический работник освобождается от всех государственных и местных налогов, сборов и пошлин, за исключением: косвенных налогов, включаемых в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество; сборов, взимаемых за отдельные виды обслуживания. Дипломатический работник освобождается от трудовых, государственных, военных повинностей (таких, как реквизиция, военный постой), а также от всех таможенных пошлин, налогов на предметы, предназначенные для личного пользования. Привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата при условии, что они будут строго соблюдать правила и обычаи страны пребывания. Венская конвенция распространяет привилегии и иммунитеты на административно-технический и обслуживающий персонал; однако при этом делаются исключения в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот (ст. 37). В практике большинства государств признается, что административно-технический и обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей; члены этого персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок. Такие привилегии и иммунитеты административно-техническому и обслуживающему персоналу, как правило, предоставляются на условиях взаимности.