Что дали россии пять лет членства в вто. Что потеряет и что получит беларусь после вступления в вто Принципы и правила

Всемирная торговая организация (ВТО) сейчас явно пребывает в кризисе. Впрочем, история показывает, что с договоренностями о международной торговле всегда было непросто: слишком часто личные амбиции ставятся во главу угла в ущерб здравому смыслу.


СЕРГЕЙ МИНАЕВ


30 октября 2017 года исполнилось 70 лет предшественнику современной ВТО - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1947 году, когда соглашение было подписано, в пресс-релизе указывалось, что «проведены самые грандиозные переговоры в истории мировой торговли». Британский еженедельник The Economist заметил: «Речь идет о самом длинном и самом сложном документе из всех до сих пор опубликованных - документе, рекордно трудном для понимания». А британская газета The Daily Express выразилась так: «Заключена большая плохая сделка».

Сложность соглашения вполне соответствовала уровню тогдашних проблем в глобальной торговле, порожденных политикой протекционизма 1930-х годов, которая мешала преодолению Великой депрессии.

Масштабы ГАTT впечатляли: соглашение подписали 23 страны, на которые приходилось 70% мировой торговли. Они согласились сократить имевшиеся таможенные тарифы и воздержаться от введения новых. Так что речь шла о многосторонней внешнеторговой системе, основанной хоть на каких-то правилах.

Эта сладкая свобода торговли


В течение 48 лет ГАТТ являлось предварительным соглашением, в 1995-м на его основе была образована ВТО. Однако многие проблемы ГАТТ не потеряли значимости до сих пор. Главная - противоречие между амбициями и практичностью. В 1947 году американские переговорщики держали в уме возможность создания Международной торговой организации (МТО) с большим количеством членов и большими обязательствами, взятыми ими на себя. Этот план рухнул как раз под весом личных амбиций.

Другая проблема - противоречие между контролем и кооперацией. К примеру, сегодня сторонники «Брексита» считают, что Британии необходимо вернуть контроль над собственной экономикой. Дональд Трамп высказывается в том смысле, что имеющиеся внешнеторговые соглашения США не обеспечивают стране главных позиций в этой сфере. Когда шли переговоры о ГАТТ, знаменитый британский экономист Джон Кейнс выразил сомнение в том, что Великобритании следует отказываться от возможности использовать таможенные тарифы для стимулирования занятости, хотя и признал, что общее снижение тарифов в мире принесет больше пользы, чем вреда.

Американский переговорщик при заключении ГАТТ заместитель госсекретаря по экономическим вопросам Уилл Клейтон полагал, что соглашение должно прежде всего помочь американским производителям. Он предложил прервать переговоры с Великобританией после того, как та отказалась ликвидировать пониженные тарифы для своих доминионов и колоний. Однако Клейтону было дано указание переговоры продолжать. Белый дом считал, что ГАТТ поможет послевоенному восстановлению Европы и укрепит геополитическое влияние США. Тем самым он давал понять, что ГАТТ - нечто большее, чем просто договоренности о размерах таможенных тарифов.

Американский переговорщик при заключении ГАTT Уилл Клейтон прислушался к мнению Белого дома о необходимости укрепить геополитическое влияние США

В знаменитой речи в Университете Бейлора в марте 1947 года президент Гарри Трумэн заявил: «Мы являемся гигантом мира экономики. И нравится это нам или нет, будущее международных экономических отношений зависит именно от нас». Также он заявил, что является «приверженцем не свободной торговли, а более свободной торговли» и что именно это требование будет выдвинуто на первых многосторонних внешнеторговых переговорах, которые как раз начинались в Женеве. Итог же переговоров должен соответствовать «нашему духу свободы предпринимательства - самой сути всего того, что мы называем американским», отметил президент Трумэн.

Уилл Клейтон, глава делегации США в Женеве, считавшийся в Госдепартаменте виднейшим сторонником свободной торговли, по правде говоря, полагал, что важны не столько внешнеторговые переговоры, сколько осуществление плана Маршалла по преодолению послевоенного экономического кризиса в Европе. Как заявил Клейтон на совещании в Госдепартаменте в мае 1947 года, «вообще-то инициатива реализации этого плана должна исходить от европейских стран. Но Америка должна вести шоу. И начинать следует прямо сейчас».

«План Маршалла» символизировал ставку США на внешнюю торговлю, хотя не все европейцы были от этого в восторге

Как указывает биограф Клейтона, ГАТТ «стало беспрецедентным соглашением по размерам снижения тарифов, а также по количеству вовлеченных товаров и стран в истории индустриального мира.

Более того, оно стало основой гибких двусторонних и многосторонних торговых переговоров, и сама процедура этих переговоров обеспечивала политическое превосходство богатых стран и мировое доминирование США.

Соглашение создало условия для последующей либерализации мировой экономики и равного отношения к национальным и зарубежным инвесторам. Хотя и позволяло сохранить временные взаимные внешнеторговые ограничения, о которых США и Великобритания договорились летом 1947 года».

После этого американская внешнеторговая стратегия уже не называлась политикой открытых дверей и, как и раньше, определялась тем, что называлось домашним влиянием. Но это влияние чем дальше, тем больше требовало расширения американской модели капитализма на весь мир (прежде всего чтобы обеспечить свободное движение капитала), поэтому следующие президентские администрации двигались по пути внешнеторговой либерализации (за исключением особых случаев, переходивших в ведение Конгресса, который учитывал отдельные интересы некоторых отраслей американской экономики).

Все это подразумевало постепенное открытие американского рынка даже для тех стран, которые защищали свой рынок с помощью тарифов, субсидий или заниженного курса национальной валюты. Американская экономическая стратегия делала ставку на внешнюю торговлю - сначала по отношению к Европе (в рамках плана Маршалла), а потом в разных формах по отношению к Японии, Южной Корее и Тайваню.

Администрация президента Кеннеди в условиях более свободной торговли уделяла стимулированию американского экспорта особое внимание. В 1962 году Конгресс принял закон о торговле, позволявший администрации снизить импортные тарифы на 50% в связи с начинавшимся в 1963 году (и продлившимся до 1967-го) новым этапом переговоров в рамках ГАТТ (он получил название «раунд Кеннеди»).

Кроме того, в законе подчеркивалось, что продовольственную помощь развивающимся странам нужно рассматривать как займы, по которым получатели должны расплачиваться долларами.

Доля такой помощи в американском продовольственном экспорте, составлявшая в начале 1960-х годов 35%, в 1975-м снизилась до 5%. Как бы то ни было, развивающиеся страны получили сигнал переходить к политике стимулирования прямых иностранных инвестиций и развивать экспортные отрасли - просто для того, чтобы иметь доллары, нужные для платежей в рамках программы продовольственной помощи.

Относительно упомянутой Международной торговой организации, чьи функции взяло на себя ГАТТ, следует сказать, что ее история некоторым образом связана с МВФ и Всемирным банком, в создании которых живейшее участие принимал СССР. Американская пресса сообщала, что на конференции в американском Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года было объявлено: объем МВФ составит $8,8 млрд, в том числе $1,2 млрд внесет CCCР.

Такой же суммой, по данным прессы, выражалась предполагаемая советская доля в капитале Международного банка реконструкции и развития (всего $9,1 млрд), создаваемого с целью стимулирования долгосрочных инвестиций. В итоге СССР дал задний ход.

Бреттон-Вудская конференция 1944 года придумала не только МВФ и МБРР, но и Международную торговую организацию

На роль третьего кита послевоенного мироустройства предлагалась Международная торговая организация, призванная возродить мировую торговлю. Переговоры в Женеве 1947 года должны были идти как раз о создании МТО. Однако администрация президента США проявила в этом вопросе редкое отсутствие энтузиазма. Впрочем, когда Трумэн решил, что просить Конгресс ратифицировать устав МТО не следует, он учел не только позицию администрации и не только резкое противодействие в Конгрессе со стороны оппозиции (та выступала за политику протекционизма), но и настроения крупнейших американских капиталистов - так сказать, международно ориентированных.

Американский Совет по делам Международной торговой палаты определил: «Устав МТО является опасным документом, который в качестве долгосрочной задачи рассматривает обеспечение во всем мире экономического развития и занятости».

В сущности, претензии к уставу МТО сводились к тому, что в нем не было положений, где говорилось бы об открытии рынков других стран для американских прямых инвестиций, а также о защите этих инвестиций. То есть о том, что стало основой американских двусторонних соглашений с другими странами в 1950-е годы.

Борьба с разочарованием


Уже в 1970-е годы ГАТТ перестало устраивать США. В докладе Комиссии по внешней торговле и инвестициям (председателем комиссии был глава IBM), адресованном президенту, говорилось:

«США не получили достойного вознаграждения за тарифные уступки другим странам - они находят способы воспрепятствовать доступу на свои рынки помимо таможенных тарифов».

Нетарифные барьеры прежде всего касались американских финансовых услуг, а именно на их экспорт американские власти возлагали особые надежды при решении проблем текущего платежного баланса. США приходилось бороться с тысячами законов, подзаконных актов и нормативов в других странах, в том числе относящихся к ценовому регулированию или субсидиям. В общем, со всем тем, что определялось как «нечестная внешнеторговая практика».

В отличие от сферы таможенных тарифов соглашения, касающиеся финансовых услуг, иностранных инвестиций и защиты прав интеллектуальной собственности, требовали серьезного пересмотра законодательства и правоприменения.

В ходе переговоров так называемого токийского раунда ГАТТ в 1970-е годы США делали акцент на нетарифных барьерах, но не преуспели из-за противодействия Японии и европейских стран. Однако в 1980-е его удалось преодолеть. В американском Конгрессе стали все громче звучать заявления протекционистского толка, участились случаи введения США антидемпинговых пошлин - и японцы с европейцами забеспокоились. В конце концов Рональду Рейгану удалось убедить Японию ввести «добровольные ограничения экспорта» автомобилей и нарастить их производство в самих США.

Готовность Японии придерживаться стратегии свободной торговли обеспечила успех уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, начавшегося в 1986 году (по плану он должен был стартовать в 1982-м). Этот успех выразился, в частности, в Соглашении о свободной торговле между США и Канадой, заключенном в 1989-м. В 1911 году Канада отказалась подписывать такой договор, поскольку значительная часть граждан страны опасалась «аннексии со стороны США». На сей раз решающую роль в судьбе документа сыграли канадские капиталисты, испугавшиеся, что их товары и инвестиции будут рассматриваться как иностранные американскими конгрессменами, которые явно находились во власти протекционистских настроений.

Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой стало примером при создании ВТО

Стоит сказать, что этот документ стал основой для Североамериканского соглашения 1994 года о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой. На его лоббирование в Конгрессе американские бизнес-ассоциации потратили $50 млн - это самый дорогой проект в области внешнеторговой политики за всю историю США.

Американский приговор


Механизм разрешения внешнеторговых споров в рамках Североамериканского соглашения стал во многом моделью для ВТО, создание которой в 1995 году можно отнести к заслугам уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. Основой успеха здесь была позиция США и европейских стран, которые просто пригрозили закрыть два самых больших рынка в мире для стран, которые не подпишут многосторонние соглашения, прежде всего по финансовым услугам и защите прав интеллектуальной собственности. (Можно, конечно, заметить, что развивающиеся страны согласились войти в ВТО еще и по причине огромной задолженности перед индустриальными странами.)

Важнейшее значение ВТО заключается в том, что она впервые предложила судебный механизм разрешения внешнеторговых споров.

Конечно, сами США теперь были вынуждены отказаться от избирательного применения внешнеторговых мер, которое они практиковали при ГАТТ. Тем не менее доля внешней торговли (экспорт плюс импорт) в ВВП США выросла с 11% в 1970 году до 23% во второй половине 1990-х.

Так или иначе, можно сказать, что создание ВТО стало важнейшим событием в истории становления глобального капитализма со времен несостоявшейся МТО.

Сейчас ситуация с ВТО оставляет желать лучшего. Организация призвана разрешать споры, а также разрабатывать соглашения, причем новую разработку должны поддержать все 164 члена ВТО. Такое единодушие представляется недостижимым. Если члены ВТО не могут договориться о новых правилах, они обязаны следовать существующим - в интерпретации судей организации. Даже если правила членам не нравятся, других ведь пока не предвидится.

Юридическая функция ВТО оказалась под угрозой. В апелляционный суд организации должны входить семеро судей. К 2018 году осталось четверо (у троих истек срок полномочий), но американцы тормозят процедуру избрания новых судей, ссылаясь на «системные трудности».

Проблема усугубляется тем, что в последние годы торговые споры резко прибавили в количестве и при этом становятся все сложнее. Апелляционный суд работает одновременно с множеством дел, и на каждое уходит масса времени. К примеру, то, что инициировал Евросоюз в отношении концерна Airbus, рассматривалось год. К концу 2019 года истекают полномочия еще троих судей. Останется один. А для принятия решений необходимы трое, и, если вакансии не будут заняты, юридическая система ВТО рухнет.

В сентябре 2017 года американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер пожаловался, что судьи ВТО предвзяты (толкуют правила не в пользу США) и что ВТО вменяет стране обязательства, которые та, вступая в организацию, на себя не принимала. Еще в 1996 году Лайтхайзер, будучи советником кандидата в президенты Боба Доула, говорил, что претензии к США в рамках ВТО должны рассматриваться в независимых американских судах. Сейчас Роберт Лайтхайзер с похвалой отзывается о системе, предшествовавшей ВТО, когда страны могли не подчиняться решениям по спорам.

Лайтхайзер выразил сомнения в том, что ВТО объективно рассмотрит жалобу на предмет нарушения Китаем правил организации или введет какие-то правила, обеспечивающие справедливость решений, на министерской конференции в Буэнос-Айресе в декабре 2017 года.

Американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер зафиксировал провал министерской конференции в Буэнос-Айресе в декабре 2017 года

Конференция ВТО в Буэнос-Айресе (уже 11-я по счету) действительно закончилась провалом. Делегаты не смогли даже согласовать текст совместного заявления - что уж говорить о заключении торговых соглашений.

Собственно, перед конференцией надежд на ее успех почти не было, а по ходу мероприятия эти ожидания вообще исчезли.

Роберт Лайтхайзер представлял точку зрения США, согласно которой от многосторонних торговых переговоров нет никакого толку, а юридическая система ВТО глубоко порочна.

Делегаты из многих стран сетовали, что США, утратившие былое лидерство в ВТО, будут только рады провалу переговоров, дескать, вот лишнее доказательство бессмысленности организации.

Делегаты прибыли в Буэнос-Айрес с грузом глубоких разногласий и так их и не преодолели. Скажем, Индия пожаловалась на ограничения в праве распределять запасы продовольствия среди населения. США возразили, Индия пригрозила ответными мерами - выходом из соглашения о запрете субсидий на нелегальный вылов рыбы. Европейский торговый комиссар Сесилия Мальмстрем назвала такой шаг «чудовищным».

В общем, ВТО повторяет нелегкий путь ее предшественников. Cначала государства с помпой создают глобальную торговую систему, а после отказываются поступиться толикой личного интереса ради ее благоденствия.

Место расположения : Женева, Швейцария
Основана : 1 января 1995 г.
Создана : по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Количество членов : 164
Штат Секретариата : около 640 сотрудников
Глава : Роберту Ковалью ди Азвеведу

Цели и принципы :

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Эксперты оценивают последствия вступления России в ВТО как нейтральные

В этот вторник исполнилось пять лет со дня вступления России во Всемирную торговую организацию. 22 августа 2012 года Россия после 18 лет переговоров стала 156-ой страной - членом ВТО.

Москва тогда взяла на себя ряд обязательств , которые должна была постепенно выполнять в последующие годы. Среди них - снижение таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары, иностранные лекарства и медоборудование, химическую продукцию, автомобили и другие товары.

В ответ страны, входящие в ВТО, должны были снять или снизить ограничения на импорт российской продукции.

Пять лет назад у чиновников были довольно позитивные ожидания относительно последствий вступления России в ВТО. Минэкономразвития прогнозировало снижение цен на многие продукты питания, лекарства, одежду, мебель, автомобили и другие товары. Андрей Белоусов, который тогда занимал пост министра экономического развития, рассуждал о том, что вступление в организацию улучшит деловые отношения России со многими странами, например, с Китаем.

Глава Комитета гражданских инициатив и бывший министр финансов России Алексей Кудрин объяснял, что вступление в организацию поможет повысить конкурентоспособность экономики страны и стимулировать ее развитие.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов рассказать, как пять лет членства России в ВТО повлияли на российскую экономику. Эксперты в большинстве своем отмечают, что эффект был не очень заметен, так как пересилили другие факторы - война санкций со странами Запада, падение цен на нефть и девальвация рубля.

Это мнение подтверждают и в министерстве экономического развития России. "В среднесрочной перспективе никакие серьезные изменения, негативные последствия для отраслей в связи с членством в ВТО не прогнозировались. Что и произошло. Ситуация в экономике определялась иными факторами, так будет и в дальнейшем", - рассказал в интервью РИА Новости директор департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков.

Алексей Портанский, профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:

"Вопрос о последствиях присоединения России к ВТО невозможно рассматривать вне вопроса о нынешнем состоянии экономики России. Это состояние, как мы знаем, довольно тяжелое.

Когда Россия присоединялась к ВТО, у переговорной делегации было ощущение, что вот-вот начнутся серьезные экономические реформы, а прежняя экономическая модель, основанная главным образом на эксплуатации природных ресурсов, себя изжила. Для экспорта нефти и газа не нужно быть членом ВТО.

После кризиса 2008-2009 годов у нас было самое серьезное падение внешнеторгового оборота среди стран двадцатки. Потребление углеводородов в мире уменьшилось, и мы очень сильно просели в экспорте.

Тогдашняя глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина сказала, что если мы хотим иметь положительное сальдо торгового баланса, нам нужно производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью.

То есть нужно изменение модели экономики, развитие хайтека. Только в таком случае можно было получить выгоду от членства в ВТО. Тогда говорили, что значительные позитивные последствия для экспорта можно будет ощутить уже через 7-10 лет после вступления. Но пока, к сожалению, этого эффекта мы даже не предвидим.

Пока мы ощутили лишь небольшие выгоды. В частности, от исчезновения ограничений для отдельных статей экспорта (например, стали или транспортных услуг) на внешних рынках: в Евросоюзе, в Китае, в США. Но основной эффект ощущается, когда страна начинает экспортировать и осваивать новые рынки.

Также мы стали участвовать в многосторонних переговорах Дохийского раунда в рамках ВТО. На последних министерских конференциях - на Бали в 2013 году и в Найроби в 2015 году - мы вели себя достаточно продуктивно и способствовали достижению компромисса между участниками.

О негативных последствиях присоединения к организации вряд ли можно говорить, поскольку все причины нынешнего состояния экономики России находятся внутри, и ВТО не оказывает никакого эффекта.

Торговые споры с Россией, которые были начаты после вступления, - это обычный рабочий процесс для членов ВТО. Одновременно идут десятки споров между ЕС и Соединенными Штатами на миллиарды долларов: например, по гражданскому авиапрому. Это обычная рутинная вещь, никакой политики здесь нет".

Александр Кнобель, научный руководитель Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС

"Последствия от вступления в ВТО - минимальные: ни большого плюса, ни большого минуса. Само по себе присоединение не сильно меняло обязательства России, которые она и так на себя взяла.

Подготовка к ВТО растянулась на 20 лет и уже подразумевала большое количество изменений в торговой политике. При непосредственном присоединении они были частично дополнены. Поэтому никаких значительных эффектов от этого ожидать было нельзя, хотя в целом эффект положительный. Его можно оценить в несколько десятых долей процентного пункта ВВП.

В условиях санкций ВТО стало ограничением для партнеров по введению более значительных защитных мер, поскольку теперь Россия может оспаривать меры, явно противоречащие нормам организации. Если бы Россия не была членом ВТО, то торговых ограничений было бы, на мой взгляд, намного больше.

Санкции западных стран и контрсанкции России сделаны с поправкой на статью генерального соглашения о тарифах и торговле, где говорится, что по соображениям национальной безопасности государства вправе вводить ограничения. Просто обычно этой статьей не злоупотребляют. Но в данном случае именно на нее ссылаются и Европа, и Россия, и никто эти санкции даже не оспаривает. То есть ВТО говорит, что если некоторые вещи вызваны политическими вопросами, то она в это дело не вмешивается".

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"Итоги подвести достаточно сложно. За последние годы случились события существенно более важные, чем вступление России в ВТО, а именно санкции, падение цен на нефть и так далее. В сумме это больше, чем положительная или отрицательная оценка вступления России в ВТО.

Я бы оценил вступление России в ВТО нейтрально - ни положительно, ни отрицательно. Действительно вступление в ВТО дает плюсы металлургам, которые составляют порядка 10% российского экспорта, что, в общем, немало. Это позволяет им лучше отстаивать свои интересы, избегать произвольных санкций, любые претензии к ним по квотам можно годами затягивать в судах.

С другой стороны, Россия теряет по сельскому хозяйству, потому что она вступила в очень невыгодных для себя условиях. На условиях, что возможная поддержка Россией сельского хозяйства ниже, чем в какой-нибудь Швейцарии при существенной разнице в населении.

Тем не менее, надо понять, что для России как экспортера сырья проблема ВТО второстепенна. Она важна для стран, которые продают на внешний рынок что-то вещественное - продукцию машиностроения, станки, металлы. У России 70% экспорта - это сырая нефть и газ.

В этом смысле, если бы мы усиленно конкурировали с Германией по экспорту машин и станков, то членство в ВТО могло бы быть серьезно для нас важно. Но так как мы продаем сырую нефть и газ, то это особо неинтересно.

Я не хочу сказать, что членство в ВТО не нужно. Я хочу сказать, что это фактор глубоко второстепенный".

Рост объема мировой торговли товарами, как ожидается восстановится в этом году от «прохладных» значений в 2016 году, но только в том случае восстановления мировой экономики и при правильном сочетании правительствами политики и экономических мер.

Всемирная торговая организация (ВТО) прогнозирует, что мировая торговля вырастет на 2,4 процента в 2017 году, однако, т.к. глубокая неуверенность в краткосрочной перспективе в экономических и политических событиях повышает риск прогнозирования, этот показатель может находиться в диапазоне от 1,8 процента до 3,6 процента. В 2018 году, ВТО прогнозирует рост торговли в интервале между 2,1 процента и 4,0 процента.

Непредсказуемое направление мировой экономики в ближайшем будущем, а также отсутствие ясности в отношении действий правительств по денежно-кредитной, фискальной и торговой политике повышают риск того, что торговая деятельность будет задушена. Всплеск инфляции приведет к росту процентных ставок, ужесточение налогово-бюджетной политики и введение мер по ограничению торговли может подорвать все более высокие темпы роста торговли в течение следующих двух лет.

«Слабый рост международной торговли в последние годы в значительной степени отражает сохраняющуюся слабость в мировой экономике. Торговля имеет потенциал для укрепления глобального роста, если движение товаров и предоставление услуг через границы будет по-прежнему в значительной степени свободным. Тем не менее, если политики попытаются решить проблему потери рабочих мест внутри страны серьезными ограничениями на импорт, торговля не может помочь стимулировать рост и даже может представлять собой сопротивление на восстановление», - сказал генеральный директор ВТО Роберто Азеведо.

«Хотя торговля действительно вызывает некоторые нарушения в экономике в некоторых общинах, ее побочные эффекты не следует переоценивать. Они не должны заслонять преимущества, с точки зрения роста, развития и создания новых рабочих мест мы должны видеть торговлю в рамках решения экономических трудностей, а не частью проблемы.

«На самом деле, инновации, автоматизация и новые технологии отвечают примерно за 80 процентов производственных рабочих мест, которые были потеряны, и не возникает никаких вопросов, что технологические достижения выгодны большинству людей большую часть времени. Ответ поэтому в том, чтобы проводить политику, пожинать выгоды от торговли, а также применять горизонтальные решения в плане борьбы с безработицей, которая охватывает все более высокий уровень образования и профессиональной подготовки, и социальные программы, которые могут быстро помочь получить рабочие места и готовность конкурировать за рабочие места будущего", - он сказал.

Более перспективные прогнозы ВТО на 2017 год и 2018 год основываются на определенных предположениях, но существует значительный риск, что расширение будет отставать от этих оценок. Достижение этих темпов роста зависит в значительной степени от глобального роста ВВП, который в соответствии с прогнозами, составит 2,7 процента в этом году и 2,8 процента в следующем году. Хотя есть разумные основания полагать, что такой рост может быть достигнут, расширение вдоль этих линий будет представлять собой значительное улучшение относительно роста ВВП на 2,3 процента в 2016 году.

В 2016 годе рост торговли был самым слабым всего 1,3 процента отчасти из-за циклических факторов, таких как замедление экономической активности по всем направлениям, но это также отражает глубокие структурные изменения в отношениях между торговлей и экономическим производством. Большинство торговых ресурсоемких компонентов глобального спроса были особенно слабы в прошлом году. Инвестиционные расходы упали в США, а Китай по-прежнему не может сбалансировать экономику при переходе от инвестиций к потреблению, снижая спрос на импорт.

Глобальный экономический рост был несбалансированным после финансового кризиса, но в первый раз за несколько лет все регионы мировой экономики должны испытывать синхронизированный подъем в 2017 году. Это может усилить рост и обеспечить дополнительный импульс к торговле, говорится в прогнозе ВТО.

Прогнозные показатели, в том числе Показатель перспективы мировой торговли ВТО, указывают на более сильный рост торговли в первой половине 2017 года, но политические потрясения могут легко подорвать позитивные тенденции последних времени. Неожиданная инфляция может вынудить центральные банки ужесточить денежно-кредитную политику быстрее, чем они хотели бы, подрывая экономический рост и торговлю в краткосрочной перспективе.

Другие факторы, такие как неопределенность, спровоцированная выходом Соединенного Королевства из Европейского Союза, потенциально могут иметь эффект. В то же время, возможность роста применения ограничительной торговой политики может повлиять на спрос и инвестиционные потоки и сократить экономический рост в средне и долгосрочной перспективе. Эти факторы указывают на существование значительного риска того, что темпы роста торговли в 2017 году упадут к нижней границе диапазона.

Исторически сложилось, что объем мировой торговли товарами имеет тенденцию расти примерно в 1,5 раза быстрее, чем мировой ВВП, хотя в 1990-е годы он рос более чем в два раза быстрее. Однако после финансового кризиса, соотношение роста торговли и роста ВВП упало до примерно 1: 1. В прошлом году был первый раз с 2001 года, когда этот показатель упал ниже 1, в соотношении 0,6: 1. Отношение, как ожидается, частично восстановится в 2017 году.

Более подробная информация о торговых событиях в 2016 году

Необычно низкий рост 1,3 процента мирового объема торговли товарами в 2016 году стал результатом нескольких факторов риска, сошедшихся в течение года. Развивающиеся страны пострадали от резкого снижения на три процента импорта в первом квартале, что эквивалентно годовому падению на 11,6 процента, рост возобновился во втором квартале и потери были восстановлены к концу года.

В то же время импорт развитых экономических систем продолжил расти, но более медленными темпами. Слабость импорта отразилась на стороне экспорта в медленном росте поставок как из развитых, так и развивающихся стран.

За год импорт развитых стран увеличился 2,0 процента, а в развивающихся странах застыл на уровне 0,2 процента. Экспорт записал скромный рост в развитых и развивающихся странах - 1,4 процента в первом случае и 1,3 процента в последнем.

Перспективы торговли в 2017 и 2018 годах

Опережающие индикаторы реального роста торговли выросли в первые месяцы 2017 года, что указывает на усиление торговли в начале этого года. Контейнерооборот основных портов оправился от спада 2015-16 гг. и достиг рекордно высокого уровня, с ростом в годовом исчислении на 5,2 процента в течение первых двух месяцев 2017 года.

Балансируют против положительных показателей четкие и значительные риски. Рост антиглобалистких настроений и популистских политических движений увеличил вероятность того, что ограничительные торговые меры будут применяться более широко. Узконаправленные меры, вероятно, не окажут существенного влияния на мировую торговлю и производство, но заградительные меры или отказ от существующих торговых соглашений могут привести к повреждению потребительской и деловой уверенности и подорвать международную торговлю и инвестиции.

В связи с нарастанием инфляционных давлений в развитых странах, центральные банки могут также ускорить темпы ужесточения монетарной политики, с негативными последствиями для экономического роста и торговли в краткосрочной перспективе. Изменения в фискальной политике могут также иметь непредсказуемые международные последствия, которые могут снизить глобальную экономическую деятельность и торговлю.

В Европе сложные переговоры между Соединенным Королевством и остальными странами Европейского союза увеличат неопределенность относительно формы торговых отношений в будущем. Государственный долг в странах ЕС с высокой задолженностью по-прежнему является нерешенной проблемой, которая может выйти на первый план еще раз в течение следующих двух лет.

Источник - Maritime-executive.com

Вечером 23 января Андрей Евдоченко в эфире телеканала Беларусь 1 заявил, что ожидания от переговорного процесса подтвердились. По его словам, стороны подтвердили взаимный интерес по присоединению Беларуси к ВТО.

Intex-press разобралась, что это за организация, почему в нее стоит вступать и что для этого необходимо сделать.

Что такое ВТО?

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Организация выполняет следующие функции: контроль за выполнением торговых соглашений, разрешение торговых споров между членами организации, наблюдение за торговой политикой членов организации, организация и обеспечение торговых переговоров по новым правилам ВТО, прием новых членов.

Сколько стран входит в ВТО?

В ВТО 164 страны-участницы. Из них – 11 постсоветских стран. Первой из постсоветских к ВТО присоединилась Киргизия (1998), а последней – Казахстан (2015). За рамками организации остаются четыре постсоветские страны: Беларусь, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан.

Как давно Беларусь ведет переговоры с ВТО?

Беларусь ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года. С этого же года Беларусь имеет статус наблюдателя.

Когда Беларусь может вступить в ВТО?

Возможно, в 2017 году.

Об этом сообщил Владимир Улахович , председатель Белорусской торгово-промышленной палаты в программе «Главный эфир» на Беларусь 1: «Всегда неблагодарное дело называть сроки, но я не исключаю, что до конца этого года. Очень скоро состоится очередной раунд переговоров, я думаю, после этого мы более точно сможем говорить о сроках».

Что нужно сделать, чтобы вступить в ВТО?

Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Владимир Улахович заявил: «Мы во многом уже работаем по принципам ВТО, потому что Евразийский экономический союз построен на тех же принципах». Единственное, что, по мнению председателя БелТПП, нужно сделать – принять все переходные меры по защите финансовых институтов, сельхозпроизводителей, как это делается во всех странах, которые входят в ВТО. Владимир Улахович считает, что больших барьеров для вступления Беларуси в ВТО сейчас нет.

Пока Беларусь только проводит переговоры, трудно конкретно сказать, какие условия придется выполнить стране, чтобы стать членом ВТО. Условия присоединения к ВТО России обсуждались 18 лет. Основными обязательствами, которые она должна была выполнить, были следующие:

    облегчение доступа товаров стран-членов ВТО на рынок РФ путем снижения импортных тарифов на промышленную и сельхозпродукцию;

    открытие отечественного рынка услуг для иностранных конкурентов;

    обеспечение одинаковой защиты собственникам прав интеллектуальной собственности через принятые в ВТО правовые процедуры;

    устранение или смягчение ограничений на привлечение иностранных инвестиций в страну, а также расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО.

Кроме того, Россия провела полномасштабную реформу внешнеторгового законодательства.

Почему Беларуси будет выгодно вступить в ВТО?

По мнению заместителя министра экономики Антона Кудасова , с присоединением к ВТО возрастет экспорт белорусских товаров, в страну придут инвестиции.

На предприятиях страны считают, что вступление во Всемирную торговую организацию будет способствовать экономическому развитию Беларуси. Предприятия ожидают роста привлекательности отрасли, в которой работают, для прямых иностранных инвестиций.

Директор департамента по приему новых членов ВТО Чиеду Осакве в интервью Naviny.by отметил , что ВТО – это бренд. И когда страна вступает в организацию, то сама становится «брендовой». «Поэтому самая главная выгода членства в ВТО – в том, что это улучшает бизнес-климат», – сказал директор.

Какие неприятности могут ожидать Беларусь?

Заведующий кафедрой экономической теории Академии управления при президенте Беларуси Ирина Новикова в марте прошлого года рассказала Naviny.by , что при вступлении в ВТО могут рухнуть целые отрасли:

– Если мы вступим в ВТО, то у нас будут дешевые импортные товары, но у нас может не стать рабочих мест, чтобы платить за них. Могут рухнуть целые отрасли.

По ее словам, в первую очередь речь идет о сельском хозяйстве и машиностроении.

Членство в ВТО радикально изменит и ухудшит положения сельского хозяйства в Беларуси, считает профессор Гродненского государственного университета Аркадий Мороз .

По его словам, уровень помощи сельскому хозяйству у нас был ниже, чем в развитых странах. В результате присоединения к ВТО этот разрыв не будет снижаться.

И это означает, что, когда продовольственный рынок страны откроется для импорта, нашим сельскохозяйственным производителям будет очень сложно конкурировать с зарубежными поставщиками, – считает профессор.